VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Классификация и виды административно - правовых норм

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006926
Тема: Классификация и виды административно - правовых норм
Содержание
2



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

 НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА (МИНИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Факультет управления и социально-технических сервисов

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Административное право



Административно-правовые нормы: понятие, виды, структура







Выполнила:

Студентка 3 курса

очной формы обучения

Волкова А. Е.

Научный руководитель:

к.п.н,доцент

Михайлов М.С.















Нижний Новгород 2017



Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………....…3

 

Глава 1.  Административно-правовые формы  ...……………………………5

 

1.1.Понятие и особенности правовых норм……………….….………...........5

 

1.2.Классификация и виды административно - правовых норм..………......9

 

Глава 2. Реализация административно-правовых норм……..….........….....12

 

2.1.Структура административно-правовых норм .........................................12

 

2.2.Действие административно-правовых норм……………………………16

 

Заключение……………………………………………………………………19

 

Список использованной литературы…………………………… …………21

 



















Введение

Актуальность темы исследования. Административное право является ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и повседневной жизни. Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения.

Сущность и социальное назначение административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе России.

Цели и задачи работы. Целью этой работы является определение сущности, особенностей и порядка применения административно-правовых норм. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 

	-рассмотреть сущность и назначение административно-правовых норм;

 -дать общее понятие и выявить основные черты административно-правовых отношений;

-понять способ реализации административно-правовых норм.

Объект и предмет исследования. Предметом исследования работы являются правовые нормы административного права. Объектом исследования – правовые нормы.

Нормативную базу работы составляют Конституция России, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), федеральные законы, а также периодическая литература, учебники и учебные пособия.











































Глава 1. Административно-правовые формы

1.1 Понятие и особенности правовых норм

Административное право состоит из многочисленных правовых норм, сгруппированных во многих случаях внутри самого административного права в определенные укрупненные группы, образующие административно-правовые институты: 

-	институт государственной службы;

-	институт органов государственного управления;

-	институт муниципального управления и муниципальной службы;

-	институт административной ответственности;

-	институт охраны собственности административно-правовыми средствами и др.

Кратко охарактеризуем их, а потом попытаемся составить свое определение административно-правовой нормы, разберем вопросы структуры, видов и реализации административно-правовых норм.

Профессор Ю.М. Козлов полагает, что «административно-правовую норму можно определить как устанавливаемое государством правило, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере механизма исполнительной власти (в широком смысле) государственного управления».

Профессор Б.М. Лазарев: «Норма… административного права есть установленное… государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере государственного управления и реализация которого, как и норм других отраслей права, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой государства».

Пpoфeccop В.М. Манохин: «…нормы административного права есть установленные компетентными органами, строго определенные, обеспеченные мерами государственного принуждения правила поведения участников государственного управления».1

Д.М. Овсянко считал, что административно-правовая норма есть установленное или санкционированное государством (Федеральным Собранием Российской Федерации, органом законодательной власти субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти) правило поведения с целью регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Выделим некоторые характерные черты, присущие административно-правовой норме.

Прежде всего, большая часть норм административного права носит повелительный  характер. Их нарушение влечет за собой юридическую ответственность, в том числе нередко на основе норм административного права. В то же время, например, в КоАП РФ среди норм административного права значительный удельный вес имеют нормы о поощрении за хорошую работу, добросовестное выполнение своего долга. В литературе отмечается: нормы административного права определяют границы рекомендуемого или допускаемого должного поведения людей, деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц; устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления.		Профессор Ю.М. Козлов более развернуто характеризует административно-правовые нормы. По его мнению, административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования всей системы исполнительной власти (как государственного управления в целом, так и его отдельных звеньев, рационального их взаимодействия); определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций. Административно-правовые нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности. Выделяется также вопрос о соотношении правоприменения и правотворчества. Любая правовая норма есть акт правотворчества, и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия пo самостоятельному установлению правовых норм, т.е. правотворчеству.

Мы пришли к выводу, что наиболее близко следующее определение административно-правовой нормы: это санкционированное государством и поддерживаемое в случае необходимости его принудительной силой правило поведения (на этом моменте сходится большинство авторов определений), предназначением и непосредственными целями которого являются регулирование общественных отношений в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, их связей с исполнительной властью, контроля за ее деятельностью и ответственности указанное власти перед обществом и гражданином. Это в известной мере условное определение, возможны и другие варианты.

Н1.2 Классификация и виды административно-правовых норм

Следует отметить, что действие норм административного права в силу их комплексного характера позволяет оказывать регулирующее воздействие на различные отраслевые правоотношения. Основным критерием классификации административно-правовых норм (как и других норм права) является их юридическое содержание. В соответствии с этим нормы могут быть подразделены на:

- обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме;

- запрещающие, т.е. запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением;

- уполномочивающие, т.е. представляют субъектам права на совершение предусмотренных в них действий; В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:

- нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти (местного самоуправления), формы и методы их деятельности, организацию работы;

- нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных служащих;

- нормы, закрепляющие административно-правовое положение предприятий и некоммерческих организаций;

- нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства

По предмету регулирования. Административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные управленческие отношения. Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, а процессуальные регулируют организацию отношений и носит процедурный, управленческий характер. 

По форме выражения предписаний. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может либо обязывать к действию, либо уполномочивать совершать определенные действия, либо запрещать совершать действия, либо поощрять к действию. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные.

По методу правового регулирования. Административно-правовые нормы по форме предписания подразделяются на императивные, рекомендательные и диспозитивные.

	Императивные нормы – властные, категоричные, строгообязательные.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом представляют субъектам возможность урегулировать отношения по своему усмотрению.

Административно-правовые нормы по субъектам (адресатам) регулируют поведение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления, а также деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций (юридических лиц): общественных негосударственных объединений в сфере государственного управления;

государственных служащих и служащих общественных объединений в сфере государственного управления.

Рассматриваемая классификация показывает субъекты, на которых распространяется воздействие административно-правовых норм, и которые могут помочь ввести определенный круг управленческих отношений, регулируемых общепризнанными нормами административного права.















































Глава 2. Реализация административно-правовых норм

2.1 Структура административно-правовых норм 

Структура административно-правовой нормы - это ее внутреннее строение, состав. Структура состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

	Гипотеза – часть нормы указывающая на жизненные обстоятельства при наличие или отсутствие которой реализуются нормы. С помощью гипотезы вариант поведения привязывается к конкретному жизненному случаю, к определенному человеку, месту и времени. Гипотеза приводит к движению юридическую норму. Если в гипотезе указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием, которого связывают действия административной нормы, то такая гипотеза называется простой ( ребенок, родители которого граждане РФ - является гражданином РФ). Если гипотеза содержит два и более обстоятельств, от которой зависит норма, то она называется сложной. 

Диспозиция – часть административной нормы, содержащие правила поведения, которому должны следовать участники правоотношений.

Виды:

-простая; 

-описательная; 

-ссылочная; 

-бланкетная.

Простая диспозиция - называется вариант поведения, но не раскрывает и не разъясняет его.

Описательная диспозиция – описывает существующие стороны и признаки поведения.

Ссылочная диспозиция – не излагает правила поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другим законам.

Бланкетная диспозиция – отсылает для ознакомления не к нормам закона, а к другим нормативным актам.

Санкции - часть административной нормы, указывающие на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции  правовой нормы. Санкции бывают:

Абсолютно-определенные – точно указан размер неблагоприятных последствий;

Относительно-определенные – определены границы неблагоприятных последствий, указаны от минимального до максимального или только максимальные.

Альтернативные – названы и перечислены несколько вариантов неблагоприятных последствий, из которых выбирают только один.

Наибольшее распространение получили следующие санкции административных норм:

1. Меры дисциплинарной ответственности, к которым относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и др. Примером законодательных актов, в которых предусмотрено применение строгого выговора, являются «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»; ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; ФЗ «О статусе военнослужащего»; Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Меры финансового воздействия (различные финансовые (в т.ч. кредитные) и налоговые санкции - прекращение кредитования (полностью или частично)). 

3. Меры административного наказания. Согласно ст. 3.2 КоАП РФ к ним относятся: 

предупреждение (ст. 3.4 КоАП); 

административный штраф (ст. 3.5 КоАП); 

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП); 

лишение специального права (ст. 3.8 КоАП); 

административный арест (ст. 3.9 КоАП); 

административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП); 

дисквалификация (ст. 3.11 КоАП); 

административное приостановление деятельности (ст.3.12 КоАП); 

административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст.3.14 КоАП)

Нередко структурные элементы административно-правовой нормы находятся в различных статьях или частях нормативного акта и даже в разных нормативных актах.

Таким образом, мы выяснили, что административно-правовая норма - это установленное государством или уполномоченным им органом обязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения в сфере исполнительной власти. В структуре административно-правовой нормы различают гипотезу, диспозицию и санкцию.

Реализация норм представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Она осуществляется в следующих формах. 

Соблюдение характеризуется добровольным подчинением требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в том, что воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Исполнение же в своем роде заключается в активных правомерных действиях, по выполнению предписаний содержащихся в этих нормах.

 Использование состоит в добровольном совершении правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере государственного управления. 

Применение состоит в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов. Основными требованиями правильного применения норм административного права являются: законность; обоснованность; целесообразность; научная организация правоприменительной деятельности.

Соблюдение административно-правовых норм - это добровольное подчинение субъекта права их требованиям, его воздержание от совершения действий, запрещенных этими нормами. Таким образом, соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Использованием административно-правовых норм является добровольное совершение субъектами права правомерных действий, связанных с осуществлением субъективных прав в сфере управления. При использовании субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством использования реализуются управомочивающие административно-правовые нормы, нормы-дозволения. Невозможно, например, реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган.

Исполнение административно-правовых норм заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта, которым (в отличие от применения) могут быть любые участники правоотношений. В определённых случаях пассивное поведение может рассматриваться как халатность, недобросовестность или неправомерное поведение. Исполнение является главным средством обеспечения должного правопорядка в сфере реализации исполнительной власти.

2.2 Действие административно-правовых норм

Базой появления, изменения и остановки административных правоотношений служит юридический прецедент. Юридические прецеденты разделяются на действия и события.

Действия считаются итогом активного волеизъявления субъектов. Действия имеют все шансы быть:

-	правомерные;

-	неправомерные.

Правомерные действия отвечают требованиям административно-правовых общепризнанных мерок (издание приказа о предназначении на муниципальную должность), неправомерные (деликты) – не отвечают им (административные и дисциплинарные проступки).

Вопрос о действии административно-правовых норм, то есть, об их юридической силе содержит самостоятельную юридическую значимость.

Процесс административно-правовых норм в пространстве предполагает ограничение местности, на которой исходит юридическая власть АПН:

 а) вся территория страны; 

б) часть территории страны (территория субъекта Федерации).

Действие АПН в пространстве. Выделяют: 

1) межтерриториальные АПН (к примеру, отраслевые нормы транспортных министерств); 

2) АПН за национальной гранью Российской Федерации (разнообразного рода представительства и граждан, пребывающие в зарубежных государствах); 

3) АПН на территории некоторых стран в согласовании с двухсторонними либо многосторонними договорами (СНГ). В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются кроме того на иностранных граждан.

Действие АПН в течение времени. По времени действия нормы административного права разделяются на срочные и бессрочные: 

1) большая часть АПН действуют неопределенный срок – вплоть до их официального изменения или вплоть до их отмены. Аннулировать такую норму способен только аппарат соответствующего уровня, неотмененные нормы в некоторых случаях очень нарушают мирное течение жизни; 

2) многие АПН работают установленный срок, как правило он указывается в самом акте (к примеру, режим чрезвычайного утверждения).

Законную силу АПН приобретают: 

1) с момента подписания соответствующего нормативного акта (указа Президента РФ, постановления Правительства РФ); 

2) с момента опубликования АПН в официальном издании: «Парламентская газета», «Российская газета» (ФЗ, ФКЗ, некоторые постановления палат, некоторые указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), «Собрание законодательства РФ» (все, кроме секретных и ДСП), «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (приказы министров, директоров, постановления комитетов – то, что имеет общесоциальное значение); 

3) в срок, указанный в акте.

Важное значение имеет положение Конституции РФ о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Принципиальное значение для действия административно- правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской федерации 1993 года: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.























Заключение

Управление существует в абсолютно всех областях социальной жизни, данная деятельность велика по объёму и многообразна согласно содержанию, по этой причине административное право считается большой и непростой областью отечественного права. Это обуславливается необходимостью реализации исполнительной власти в абсолютно всех областях жизни общества. От эффективности организации государственного управления в значительной степени зависит вся жизнь страны, гарантированность реализации гражданами собственных прав и свобод.

Любая сфера права состоит из законных норм, является их организованной совокупностью. Любая норма неотъемлемо включена в отраслевую систему, за пределами которой действовать никак не может. Основными элементами, на основании каковых появляются административно-законные взаимоотношения, основывается концепция административного права и механизм государственного управления, считаются административно-правовые нормы. Они выступают, словно набор предписаний, моделей поведения в законных отношениях и выражают активное влияние на сознание, свободу и поведение людей. В них определены права и прямые обязанности субъектов административных правоотношений, в них указывается, то что запрещается и то что допустимо, какие результаты соблюдения либо нарушения зафиксированного в них предписания, по этой причине исследование административно-правовых норм, их структуры и типов, способов образования и осуществлении содержит практическую важность, так как любой индивид встречается с ними в обыденной жизни, более этого - зачастую оказывается участником административных правоотношений. По этой причине четкое понимание о административно-правовых нормах даст возможность лучше сориентироваться в непростой концепции административного права и большом количестве нормативно-правовых предписаний, что даст возможность при потребности эффективно применять полученные знания в настоящих жизненных моментах.





































Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. от 30.12.2008) // СПС Консультант Плюс. Версия. Проф.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 07.05.2013 г.) // СПС Консультант Плюс. Версия. Проф.

3. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.07.2017) "О прокуратуре Российской Федерации"

5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"

6. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О статусе военнослужащих"

Основная и специальная литература

1. Бахрах Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству / Д.Н. Бахрах. М.: Норма, 2004. - С. 197.

2. Габричидзе Б.Н. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе. - М.: Дело и Сервис, 2001. - С. 386.

3. Административное право Российской Федерации : учебник / коллектив авторов ; под ред. А.В. Мелехина. — М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. — 624 с

4. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - "Проспект", 2010 г- с 307.

5. Петров.И. Административное право. М.,2010г - с.204

6. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Под ред. Рассказов Л.П. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559. 

7. Актуальные проблемы административного права и процесса: учебник/ под ред. Стахов А.И., Эриашвили Н.Д., Костенников и др. ЮНИТИ-ДАНА 2015г.  495 с........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44